Гидроусилитель руля – это совокупность систем в управлении транспортом, в которых усиление вращения рулевого колеса осуществляется посредством применения специального гидравлического привода. К слову, такой тип усиления вращения рулевого управления является самым частоиспользуемым на всех типах транспортных средств.
Простая конструкция гидроусилителя руля представлена агрегатируемым с коленвалом мотора приводом гидравлического насоса. Его производительность зависит исключительно от количества оборотов коленвала. А это несопоставимо с необходимыми условиями для обеспечения качественного управления автомобилем (то есть, с возрастанием скорости движения необходимо приложить минимальное усилие на рулевое управление, и наоборот).
Система электрогидроусиления
К одной из высокопродуктивных и технологичных конструкций усилителя руля относится электрогидравлический тип усиления. От прочих систем его отличает возможность работы даже без пуска силового агрегата автомобиля, компактность и высокие экономические показатели. А конструкционной особенностью электрогидроусилителя является его электронная система регулировки усиления вращательного момента. Благодаря этому, такой тип усилителя руля обеспечивает не только стабильность при управлении транспортом на высоких скоростных режимах, но и облегчает процесс парковки, с чем не может справиться обычный тип гидроусилителя. Состоит он из блока управления, гидравлического модуля управления и помпового агрегата.
Устройство системы электрогидроусиления руля
Помповый агрегат, это отдельная сборная система. В ее состав входят: гидронасос, его привод, который представлен электромотором, и емкость, в которой находится рабочая жидкость. На помповом блоке находится система электронного управления. Отметим, что гидронасос, входящий в состав системы может быть двух типов: шестеренный либо лопастный. Однако именно шестеренный тип гидропомпы сегодня является более производительным и надежным. В связи с этим он наиболее встречаем в системе электрогидроусилителя руля.
Компания Ремагрегат - продажа, ремонт и обслуживание гидравлического оборудования. Насосы шестеренные, насосы дозаторы/гирорули производства "M+S Hydraulic" Болгария (насос дозатор мтз 82, насос дозатор на мтз 80), производства "Sauer-Danfoss" Германия, ОАО "Омскгидропривод", Lifam Сербия и других производителей, рулевые колонки под насосы дозаторы, клапанные блоки для насосов дозаторов и пр.
Гидравлический модуль управления относится к исполнительному узлу в системе рулевого усиления. Он предназначен для включения торсиона, оборудованного золотником поворотного типа, распределительной гильзы и приведения в рабочее положение поршня силового цилиндра.
Гидромодуль является составным элементом рулевой системы, а именно рулевая рейка заканчивается штоком поршня силового цилиндра.
Модуль управления отвечает за обеспечение максимальной производительности системы гидроусиления. Он представлен электронным блоком управления, который согласно поступающих ему данных о скорости движения транспортного средства и величине угла поворота руля, производит расчет необходимой величины усиления, которая используется для комфортного управления автомобилем.
Кстати, известные мировые автопроизводители BMW и Volkswagen устанавливают на свои модели автотранспорта электронную систему управления гидроусилителем рулевого механизма имеющую брендовое название Servotronic. Состоит такая система из ЭБУ, исполнительных механизмов и датчиков.
Датчики системы Servotronic представлены следующими элементами:
- датчик, фиксирующий величину усиления крутящего усилия на руль;
- датчик спидометра;
- датчик, определяющий угол поворота руля.
Но, кроме информации, которую собирают перечисленные датчики, системе передается информация от модуля управления силовым агрегатом касаемо частоты вращения и количества оборотов его коленвала.
ЭБУ, который управляет системой гидроусиления рулевого механизма, получает и анализирует информацию собираемую датчиками, и уже на основании этого, действуя строго по заданному алгоритму, подключает в работу исполнительные механизмы.
В зависимости от типа системы Servotronic в ней применяются различные механизмы, такие как электромотор гидропомпы или электромагнитный клапан гидравлической системы. В варианте с электромотором величина изменения передаваемого усилия зависит исключительно от его мощности. Второй вариант увеличивает усилие, прилагаемое к рулевому колесу за счет работы электромагнитного клапана.
Принцип действия системы гидроусиления руля
В случае, когда автомобиль движется по прямой, управляющий гидроузел поддерживает постоянную циркуляцию рабочей жидкости в системе. Однако стоит повернуть в сторону руль, как в этот же момент произойдет закручивание торсиона, который в свою очередь через золотник открывает доступ к камерам распределительной гильзы. После этого рабочая жидкость начинает заполнять камеру силового цилиндра, которая соответствует стороне поворота (правую или левую). При этом противоположная камера освобождается от жидкости, которая сливается в специальный резервуар для нее. Ну а далее уже поршень выступает в роли толкателя рулевой рейки, которая взаимодействуя с колесными тягами, обеспечивает плавный и легкий поворот колес.
Необходимо упомянуть о том, что производительность гидроусилителя рулевого механизма во время парковки либо движении с небольшой скоростью многократно возрастает. Получая информацию с датчиков, после ее анализа ЭБУ либо увеличивает количество оборотов вала электромотора насоса (полностью открывает электромагнитный клапан). В результате этого возрастает производительность гидропомпы, которая быстрее начинает нагнетать рабочую жидкость в полость силового цилиндра. Результатом этого является снижение усилия прикладываемого водителем к рулевому колесу.
Как только транспортное средство начнет набирать скорость, начинает срабатывать электромагнитный клапан, который перекрывает поперечник гидравлической системы, снижается количество оборотов электромотора.
Гидроусилитель работает исключительно в пределах вращения руля, в качестве ограничителя стоит специальный предохранительный клапан.